Главная » 2012 » Апрель » 10 » Исследовательские зонды с напечатанной электроникой - перспективный путь снижения стоимости космических исследований.

В настоящее время ученые НАСА прорабатывают вопрос может ли бурно развивающаяся отрасль печатаемой электроники стать основой для создания массы дешевых исследовательских зондов, которые в будущем смогут кардинально изменить правила "игры" космических исследований. Печатаемая электроника в настоящее время уже используется в некоторых потребительских товарах. Она производится с помощью обычных струйных принтеров, которые в качестве чернил используют жидкости со специальным составом.

Используя различные типы электронных чернил можно печатать токопроводящие участки, фотогальванические элементы, транзисторы, другие полупроводниковые приборы и составлять из них работоспособные схемы, выполняющие требующиеся функции. Основой для таких печатных электронных схем может стать каптоновая пленка (Kapton film), разработанная компанией DuPont, которая обладает высокими электрическими, механическими характеристиками и устойчива в большом температурном диапазоне.

Идея, прорабатываемая исследователями НАСА, заключается в том, что бы послать к интересующему космическому объекту или чужой планете космический аппарат, несущий на своем борту струйный принтер и пачки заготовок для печати электронных схем. Прибыв к месту назначения, космический аппарат начинает печатать на листах электронные схемы, которые будут собирать научную информацию, обрабатывать данные и передавать их на корабль-носитель.

"В основе нашей сумасшедшей идеи лежит мысль о том, что будущий исследовательский зонд совсем не будет иметь никакой конструкции. Весь космический аппарат - это просто лист бумаги или пленки с напечатанной электронной схемой" - рассказывает Кендра Шорт (Kendra Short), исследователь из Лаборатории изучения реактивного движения НАСА в Пасадене (NASA Jet Propulsion Laboratory, JPL). - "Если мы будем продолжать работать в этом направлении, то практическая реализация наших идей станет возможна в ближайшие пять-десять лет".

Использование таких распечатанных исследовательских зондов, сброшенных на планету и медленно опускающихся на ее поверхность, позволит ученым собирать научную информацию сразу из нескольких месторасположений. "Представьте себе Марс или Энцелад, спутник Сатурна. Космический аппарат, прибывший туда, открывает свои люки и выпускает маленькие клочки бумаги, которые измеряют состав, давление, плотность атмосферы и другие параметры. Если вдруг обнаруживается какая-нибудь интересная информация, то специалисты разработают схему нового зонда и струйный принтер тут же напечатает эти новые зонды, ориентированные на детальное изучение обнаруженной аномалии" - рассказывает Кендра Шорт.

Разбрасываение напечатанных зондов имеет множество преимуществ перед традиционными методами исследований, подразумевающими осуществление посадки на поверхность планет. С помощью новых зондов можно охватить тысячи километров поверхности, затратив на это не так уж и много средств и усилий. Такой площади охвата невозможно достичь, даже используя наземные мобильные исследовательские устройства, такие как луноходы и марсоходы, подобные Spirit, Opportunity и Curiosity.
Категория: Астроновости | Просмотров: 948 | Добавил: max1m | Рейтинг: 0.0/0