Главная » 2010 » Декабрь » 29 » Фурор вокруг ФУОРов
Фурор вокруг ФУОРов
В 1937 году обыкновенная звезда 16-той звездной величины в созвездии Ориона стала стабильно увеличивать свой блеск. Полагая, что это новая, астрономы были изумлены, наблюдая, как звезда в течение только одного года становилась все ярче и ярче...
На фото: FU Ориона и связанная с ней туманность. Автор изображения: ESO (Европейская южная обсерватория).

Большинство новых вспыхивает внезапно, а затем в течение нескольких недель они постепенно начинают угасать. А вот эта звезда, блеск которой сейчас измеряется 9-ой звездной величиной, отказалась угасать. Еще больше озадачило то, что астрономы обнаружили рядом газообразную туманность , сияющую в лучах отраженного света, исходящего от этой загадочной звезды, которая теперь называется звездой FUОриона.Что же представляет из себя этот новый тип звезд?

С тех самых пор звездаFU Ori (FU Ориона)так и осталась в состоянии высокой светимости, соответствующей приблизительно 10-ой звездной величине. Так как астрономы впервые столкнулись с такой формой звездной переменности, и ранее не наблюдалось примеров аналогичного поведения звезд, то астрономы были поставлены перед выбором: изучать все, что только можно, на единственном известном примере или ждать, когда произойдет другой случай, который даст больше новых фактов.

Наконец, спустя более 30 лет, в 1970 году вновь обнаружилось поведение, аналогичное поведению FU Ori,когда звезда, известная в настоящее время под названиемV1057 Cyg, увеличила свой блеск на 5.5 звездной величины за 390 дней. Затем в 1974 году появился третий пример, когда блеск звезды V1515 Cyg вырос с 17-ой до 12-ой звездной величины за период продолжительностью в несколько лет. Используя полученные данные, астрономы стали сводить их воедино, чтобы решить головоломку.

Звезды типаFU Ориона, как правило, называемые фуорами(FUOrs), являются звездами, находящимися на ранних стадиях звездной эволюции в состоянии, предшествующем их переходу на-главную последовательность . Они только-только сформировались из облаков пыли и газа в межзвездном пространстве, которыми изобилуют области активного звездообразования. Все такие звезды тесно связаны с отражательными туманностями, которые становятся видимыми при увеличении блеска звезды.

На фото: Это представление художника о молодом звездном объекте и вращающемся вокруг него аккреционном диске. НАСА/JP (Лаборатория реактивного движения) - Caltech (Калифорнийский технологический институт - Калтех).

Астрономы проявляют интерес к этим системам, поскольку ФУОРымогут предоставить нам факты из ранней истории звезд и образования планетарных систем. На этой ранней стадии эволюции молодой звездный объект(YSO) окружен аккреционным диском, на внешние области которого падает вещество из близлежащего межзвездного облака. Тепловая неустойчивость, вероятнее всего присутствующая во внутренних участках аккреционного диска, инициирует вспышку, и молодая звезда увеличивает свою светимость. Наше Солнце , вероятно, прошло через подобные явления в процессе своей эволюции.

Одной из самых главных проблем в изучении звезд типа FU Ориона является то, что известно относительно небольшое количество примеров таких звезд. Несмотря на то, что было идентифицировано приблизительно 20 претендентов (кандидатов) на роль звезды типа FU Ориона, только у небольшой части этих звезд наблюдали рост от состояния, предшествующего вспышке, до их эруптивного состояния (то есть до вспышки).

Далее, в прошлом году было открыто несколько новых ФУОРов.В ноябре 2009 года было объявлено о двух новых обнаруженных объектах. Патрик Уилз (Patrick Wils), Джон Гривз (John Greaves) в сотрудничестве с участниками проекта Catalina Real-time Transient Survey (CRTS-Исследование переходных процессов в реальном времени «Каталина») обнаружили объекты на изображениях, полученных в проекте CRTS.

Первый из этих объектов, как оказалось, совпадает с инфракрасным источником IRAS 06068-0641в созвездии Моноцерос (Monoceros- Единорог). Обнаруженный 10 ноября, он постоянно увеличивал свой блеск, начиная, по меньшей мере, с начала 2005 года, когда объект имел звездную величину 14.8, до нынешнего состояния с величиной 12.6. В то же время, слабая кометная отражательная туманность наблюдалась на востоке. Спектр, полученный с помощью 1.5-метрового телескопа SMARTS обсерватории Церро Тололо (Cerro Tololo) 17 ноября, подтвердил, что это YSO (молодой звездный объект). Этот объект находится в пределах темной туманности к югу от ассоциации звезд Monocerotis R2, и, по всей видимости, связан с ней.

Кроме того, находящийся в пределах этой темной туманности второй объект, соответствующийIRAS 06068-0643, менял свой блеск в промежутке между величинами 15 и 20 в течение нескольких последних лет подобно объектам типа UX-Ori, находящимся в стадии очень глубокого затухания. Упомянутый второй объект также связан с переменной кометной отражательной туманностью, простирающейся на север. Кривые блеска, спектры и изображения можно найти здесь.

Затем, в августе 2010 в созвездии Лебедя ( Cygnus) были обнаружены две новые эруптивные (вспыхивающие) звезды на стадии, предшествующей их переходу на главную последовательность. Первый объект представлял собой вспышку звезды HBC 722. Как сообщалось, отмечался рост блеска объекта на 3.3 звездной величины в период с 13 мая до 16 августа 2010 года. Спектроскопические данные, представленные Улиссом Мунари (Ulisse Munari) 23 августа, подтверждают, что объект классифицирован как звезда FU Ori (фуор). Мунари (Munari) и группа исследователей сообщили, что 21 августа 2010 года объект находился в состоянии 14.04V.

Второй объект, совпадающий с другим инфракрасным источником,IRAS 20496+4354, был обнаружен К. Итагаки (K. Itagaki ) из Ямагаты (Yamagata), Япония , 23 августа, 2010 года. Объект представляется очень слабым, приблизительно 20-ой звездной величины, на снимке, полученном в проекте «Цифровой обзор неба» (Digital Sky Survey) 1990 года. Последующие спектроскопия и фотометрия объекта, проведенные Мунари (Munari), продемонстрировали, что этот объект также обладает свойствами звезды FU Ori. Мунари (Munari) сделал сообщение, что 26 августа, 2010 года объект находится в состоянии 14.91V.

Оба эти объекта в настоящее время являются предметом кампании исследованияAAVSO (American Association of Variable Star Observers - Американской ассоциации наблюдателей переменных звёзд), о которой объявлено 1 октября 2010 года в сборнике AAVSO Alert Notice 425. Доктор Колин Аспин (Dr. Colin Aspin), Гавайский университет, попросил помощи у наблюдателей AAVSO, касающейся выполнения долговременного фотометрического мониторинга двух упомянутых новых молодых звездных объектов в созвездии Лебедя (Cygnus). Наблюдения, выполненныеAAVSO,будут использоваться в процессе калибровки данных спектроскопии в оптическом диапазоне и спектроскопии в ближней инфракрасной области (Ближней -инфракрасной спектроскопии) , которые планируется получить на протяжении следующего года.

Так как эти звезды были обнаружены совсем недавно, еще очень мало известно об их поведении. Они были классифицированы как переменные звезды типа FU Ori (фуоры) только на основании данных спектроскопических исследований, но получение качественных оптических кривых блеска и изучение их динамики на протяжении последующих нескольких лет станет решающим для понимания таких звезд. Это вид долговременного мониторинга относится к таким сферам деятельности, в которых астрономы-любители являются просто непревзойденными.

Итак, после довольно медленного «раскачивания» начинается период оживления в области открытий новых молодых звездных объектов (YSO) и нашего понимания условий существования пылевого диска, окружающего такие объекты. С помощью новых инструментов и имея новые примеры для изучения, мы пристально всматриваемся в ранние стадии образования звезд и планет и обнаруживаем, что некоторые наши модели не так уж далеки от истины. Мы надеемся обнаружить еще больше подобных объектов, когда новые проекты панорамного обзора охватят все уголки неба, понимая, тем не менее, что такие объекты будут относительно редкими и, следовательно, еще более интересными, потому что такой период в истории эволюции звезды мимолетен и имеет место только в областях активного звездообразования галактик.

Категория: История | Просмотров: 664 | Добавил: antipuffik | Рейтинг: 0.0/0