Главная » 2011 » Январь » 16 » Астрономы обнаружили галактическое скопление-"тяжеловес"
Астрономы обнаружили галактическое скопление-"тяжеловес"
Астрономы, работающие с антарктическим телескопом SPT (South Pole Telescope), обнаружили на расстоянии в 7 миллиардов световых лет одно из самых массивных в истории науки скопление галактик. Его общая масса составляет около 800 триллионов масс Солнца, сообщила в среду пресс-служба Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CfA).

Скопление SPT-CL J0546-5345 расположено в созвездии Живописца. Его красное смещение z составляет 1,07, что означает: скопление мы видим таким, каким оно было примерно 7 миллиардов лет назад. Как отмечают ученые, уже тогда эта структура была почти столь же крупной, как скопление Волос Вероники - одно из самых плотных и больших скоплений, известных науке.

По оценкам исследователей, за прошедшее время скопление в созвездии Живописца могло увеличиться в четыре раза.

"Это скопление галактик выигрывает титул тяжеловеса. Это одно из самых массивных скоплений, когда-либо найденных на таком расстоянии", - сказал сотрудник центра Марк Бродуин (Mark Brodwin), один из авторов статьи, посвященной открытию, в журнале Astrophysical Journal.

Как отметил Бродуин, в SPT-CL J0546-5345 много достаточно старых галактик. Это означает, что скопление возникло в "детстве" Вселенной, в первые два миллиарда лет ее существования. Возраст Вселенной, по данным зонда WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe), оценивается в 13,73 миллиарда лет. Такие скопления могут быть полезны в изучении влияния темной материи и темной энергии на формирование различных структур в космосе.

Группа обнаружила скопление, работая с первыми данными телескопа SPT, установленного на станции Амундсена-Скотта в Антарктиде. 10-метровый телескоп, работающий в частотном диапазоне 70-300 гигагерц, начал работу в 2007 году. Поиск скоплений галактик - его основная задача, с помощью данных SPT ученые надеются приблизиться к получению уравнения состояния для темной энергии, гипотетической формы энергии, на которую, по представлениям астрономов, приходится около 74% массы Вселенной.

Найденное скопление астрономы изучили с помощью инструментов космического телескопа "Спитцер", а также пары телескопов обсерватории Лас-Кампанас (Чили). Это позволило выделить отдельные галактики в скоплении и оценить скорость их движения.

SPT-CL J0546-5345 удалось обнаружить благодаря так называемому эффекту Сюняева-Зельдовича - незначительным искажениям в космическом микроволновом излучении, "эхе" Большого взрыва, которые возникают, когда излучение проходит через крупное скопление. Этот метод поиска одинаково хорошо выявляет и близкие, и удаленные скопления, а также позволяет достаточно точно оценить их массу.

Группа, которая продолжает изучение скопления-"тяжеловеса", рассчитывает обнаружить множество подобных структур с помощью SPT. Планируется, что телескоп закончит первый обзор неба в миллиметровом диапазоне волн в 2011 году